Контакты
info@auditor.uz
Телефоны:
+99890 919 – 36 – 90
+99897 732 – 88 – 84
Проблемы рейтинга аудиторских компаний Узбекистана

ПРОБЛЕМЫ РЕЙТИНГА АУДИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА

Вот уже третий год вУзбекистане проходятрейтинги аудиторских организаций. Для проведения рейтингов была специально создана компания ООО «Аудит Рейтинг». Третий год идут дебаты и споры о некорректной системе рейтингов. К сожалению, мнение нескольких ведущих аудиторских компаний было проигнорировано, хотя рекомендации былиданына основании общепринятых международных критериев и методов оценок.

Большинство рейтинговых показателей были разработаны на основе процентных и удельных весов, были использованы нестандартные показатели. Такие показатели уравнивают всеорганизации и приводятк одному знаменателю крупные и средние организации, давая возможность вырваться вперед организациям низшего ранга.

Рассмотрим, как действуют некоторые показатели на примере:

Показатели Результат Комментарий
1 Удельный вес аудиторов по отношению к помощникам Чем меньше помощников, тем выше место В общепринятой практике учитывают показатели: количество аудиторов, количество помощников, количество специалистов. У аудитора должны быть помощники.
Удельный вес аудиторов к помощникам нужно убрать.
2 Наличие международ-ныхи др. сертификатов Чем больше сертификатов, тем выше место Наличие сертификатов показывает высокую квалификацию специалистов – это хорошо.
НО, без учета количества аудиторов, такой показатель вводит в заблуждение: если в организации всего 6 аудиторов имеющих по 3 сертификата, то они по рейтингу будут равны организации имеющей 18 аудиторов имеющих по 1-му сертификату.Наличие сертификатов нужно убрать и вместо них считать кол-во штатных работников.
3 Отношение прибыли куставному капиталу 1)Чем выше прибыль, тем лучше
2)Чем больше уставный капитал, тем хуже
В международной практике используются показатели «уставный капитал» и «прибыль» - и чем они больше, тем выше рейтинг. В наших рейтингах – наоборот. Если организация захотела увеличить уставный капитал - то это для рейтингов «минус»!? Получается, что наиболее устойчивые организации с большим уставным капиталом будут проигрывать. Этот показатель нужно убрать, а ввести показатели «уставный капитал» и «прибыль».
4 Средний стаж работы аудиторов Чем больше стаж в пересчете на одного человека, тем лучше. Этот показатель задуман как показатель опыта работы аудиторов, чем больше стаж – тем больше опыт. Казалось бы, не должно быть проблем с этим показателем. НО, решили опыт работы считать так: если аудитор проработал 10 главным бухгалтером и ещё 10 лет аудитором в другой аудиторской организации, а затем уволилсяи уже 1 год работает в Вашей организации, то его опыт работы считаетсяравным1-му году. Вот таким образом показатель опыта работы превратился в показатель отсутствия прироста новых кадров аудиторов, хотя название показателя официальноне поменялось.Ущемлены интересы крупных растущих организаций. Этот показатель нужно убрать.
5 Количество сертифицированных аудиторов Показатель убрали из рейтинга В международной практике рейтингов один из ключевых показателей – это штат аудиторов. В наших рейтингахэтот показатель не учитывается, хотя изначально был предусмотрен. Ущемлены интересы крупных развивающихся организаций.
6 Размер страхового полиса Показатель не включали в рейтинг Такой показатель применяется в международной практике. Некоторые аудиторские организации покупают страховой полис на символическую сумму покрытия. Разве можно проверять крупный холдинг, где счет идет на триллионы со страховкой 50 миллионов?
7 Количество помощников аудиторов и специалистов Показатель не включали в рейтинг В отличии от международной практики в наших рейтингах не приветствуется наличие помощников и специалистов, и это несмотря на то, что одним из критериев для получения сертификата аудитора является наличие стажа помощника аудитора.

Выводы:

-Приведенные рейтинговые показателинеадекватные и противоречивые, не оцениваются такие положительные показатели как количество аудиторов, помощников, специалистов, вхождение в международную сеть (брэнд), размер страхового полиса;

-Большой штат аудиторов никак не поощряется, баллы присваиваются за негативные показатели: за отсутствие помощников, за отсутствие прироста кадров, за наименьший уставный капитал;

-Большинство показатели рейтинга основано на принципах анализа финансовых показателей и происходит уравниловка; Такой получился ОРИЕНТИР для развития аудиторских организаций – не укрупняйся!

Не были изначально определены концептуальная основа, цели, задачи и принципы при разработке рейтинговых показателей:

-Для чего и кому нужен рейтинг аудиторских организаций?

-Какие показатели нужно считать важными и положительными, для клиентов аудиторских организаций?

-Что означает и о чем должен говорить каждый разработанный показатель?

-Какие показатели оптимальны для правильной оценки уровня аудиторской организации?

Прежде всего, рейтинг нужен для Клиентов, что бы они могли ориентироваться при выборе аудитора. Для клиента Важно, получить качественные услуги по оптимальной цене.

О чем чаще всего спрашивают аудитора в ходе переговоров и что интересует клиентов кроме стоимости аудиторских услуг:

1) Сколько аудиторов, сколько помощников, сколько специалистов по ценным бумагам, и других специалистов работает в организации?
2) Есть ли филиалы по Узбекистану?
3) Какой опыт работы аудиторов, помощников аудиторов и какая у них квалификация и смогут ли они провести качественный аудит в оптимальные сроки?
4) Каких клиентов проверяли, сможете ли проверить большие объемы, сколько объектов можете проверить одновременно своими силами и в какие сроки?
5) Какая ответственность аудиторской организации заложена в договоре, какой размер страхового полиса и соблюдается ли конфиденциальность?
6) Можете ли проводить аудит по МСА?

Для аудиторской организации рейтинг нужен, что бы знать свое место на рынке, ориентировать свое развитие в соответствии с условиями рейтинга и правильно себя позиционировать.

Клиента интересует масштабность аудиторской организации и её мощность, качество услуг и ответственность, и все чаще спрашивают про услуги в соответствии с МСА.

Значит, на этих основаниях и нужно строить рейтинговые показатели: Масштабность – определяет объем выручки;

Мощность определяют – количество аудиторов, помощников аудиторов, специалистов по ценным бумагам и пр. специалистов в натуральных показателях;

Опыт работы аудиторов, помощников и специалистов определяет – общий стаж работы в системе бухгалтерского учета, налоговых органах и в аудите;

Квалификация аудиторов и помощников – это международные и национальные сертификаты разных видов; Ответственность аудитора –это наличие страхового полиса соответствующего размера; Проведение аудита в соответствии с МСА – это вхождение в сеть международных аудиторских организаций(так называемый корпоративный бренд);

Клиентов НЕ интересует: выручка на одногоаудитора, показатель отсутствия прироста кадров, соотношение прибыли и капитала, соотношение аудиторов и помощников аудиторов. Таких вопросов за 15 лет опыта ведения переговоров клиенты не задавали. Но именно по этим показателямпроведен рейтинг аудиторских организаций за 2009 год и 2010 год. И дело здесь ни в том, что всегда кто-то останется недоволен занятым местом, а в недостаткеопыта и компетенции разработчиков рейтингов.

Сравнительные данные 10-ти аудиторских организаций с ранжиром по выручке и местом в официальном рейтинге:

Наименование аудиторской организации Ранг по выручке (международный стандарт) Место по рейтингу Отклонение (+) завышение (-) занижение
2008 год      
*Холис Гурух 1 7 (-)6
Док Аудит 2 12 (-) 10
Импульс Аудит 3 2 (-)1
Аудит 4 15 (-) 11
Консаудитадолят 5 14 (-) 9
Химоя Аудит 6 29 (-) 23
*Марикон Аудит 7 18 (-) 11
*Мак Альянс Аудит 8 6 (+) 2
Циар Аудит 9 21 (-) 12
Архат Аудит 10 30 (-) 20
2009 год      
*Холис Гурух 1 1 0
Импульс Аудит 2 3 (-)1
Архат Аудит 3 7 (-)4
Док Аудит 4 2 (-)2
*Марикон Аудит 5 5 0
ЧП Аудит 6 8 (-) 2
Консаудитинформ 7 13 (-) 6
Консаудитадолят 8 9 (-) 1
*Мак Альянс Аудит 9 11 (-) 3
ФТФ - Аудит 10 4 (+) 5
2010 год      
*Холис Гурух 1 2 (-)1
Циар -Финанс 2 4 (-) 2
*Марикон Аудит 3 5 (-)2
*Мак- Альянс -Аудит 4 7 (-)3
Архат Аудит 5 10 (-) 5
Аудит 6 8 (-) 3
Импульс Аудит 7 9 (-) 2
ФТФ - Аудит 8 1 (+) 7
Док Аудит 9 6 (-) 3
Бухгалтер Аудит 10 3 (+) 7

*Организации вошедшие в международную сеть аудиторских и консалтинговых организаций.

Сравнивая, мы видим, что некоторые аудиторские организации, по итогам официального рейтинга попавшие на первые места, не попали даже в пятерку по объемам выручки, а выручка во всем мире является основным показателем масштабности и успеха на рынке. Если клиент хочет выбрать аудитора из первой десятки, лучше обратитьсяк данной таблице.

26 ноября 2010г. Президент Республики Узбекистан утвердил Постановление№ПП-1438 где в пункте 56Приложения N 2 к данному Постановлению говорится о внедрении в Узбекистане практики проведения независимого аудита, на основе международных стандартов начиная с 2011 года. В Постановлении Президента №ПП-1438даны указания о внедрении современной системы оценки и анализа деятельности коммерческих банков и финансово-банковской системы в целом, основанных на применяемых ведущими международными рейтинговыми компаниями международных нормах, критериях и стандартах, и позволяющих объективно оценивать продвижение отдельных банков и всей банковской системы по пути выхода на более высокий, принятый во всем мире, уровень оценочных показателей.

К сожалению, в рейтинге за 2010 годтребования Постановления Президента не нашли отражения и никакой реакции от рейтинговой комиссии не последовало. До сих пор нет официального сайта ООО «Аудит Рейтинг» где можно было бы публично вносить предложения и обсуждать итоги рейтингов, хотя это обязательное требование установленное Законом. Информация по фактической методике рейтинга не раскрыта, не представлен порядок предоставления данных (напр. как представляютсяи засчитываются данные по поступившим и уволившимся в течение года аудиторам). Не раскрыты представленные аудиторскими организациями, данные о выручке, количестве аудиторов, количестве других специалистов. То есть, нет прозрачности в проведении рейтингов. Аудиторы, организации которых участвовали врейтинге, работали в рейтинговой комиссии,что лишает рейтинги независимости. Состав комиссии не менялся 3 года. По итогам проведения рейтинга за 2008 и 2009 год от аудиторов было много нареканий по поводу несовершенства методики и было достаточно времени, что бы пересмотреть рейтинговые показатели, но оставили те, же показатели и на 2010 год. Возможно, ООО «Аудит Рейтинг» лучше не изобретать колесо, а применить опыт проведения рейтингов на основании показателей Международных интегрированных рейтингов аудиторских организаций (Методология ИРА "ЮНИПРАВЭКС" проект Consulting Research):

Сведения, предоставляемые аудиторскими организациями:

1. Выручка по работам (услугам) в области аудиторской деятельности за год.
2. Относительный рост выручки от аудиторских услуг по сравнению с предыдущим годом.
3. Совокупная выручка от всех видов деятельности за год, в том числе доля выручки от работ (услуг):
oаудиторские услуги
oконсалтинговые услуги
4. Относительный рост совокупной выручки по сравнению с предыдущим годом.
5. Средняя выручка на одного аудитора за год.
6. Средняя стоимость одного часа работы одного специалиста (аудитора).
7. Прибыль.
8. Уставный капитал.
9. Сведения о страховании (размер страхового покрытия).

К внутренним ресурсным факторам относятся:

1. Время работы компании на рынке аудиторских услуг.
2. Наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов РУз.
3. Имеющиеся патенты, зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания) и др.
4. Количество штатных сотрудников (общая списочная численность работников на текущий момент).
5. Количество штатных аудиторов, имеющих квалификационный аттестат аудитора.
6. Количество привлекаемых аудиторов.
7. Количество привлекаемых специалистов и экспертов другого профиля (консультантов, оценщиков, бухгалтеров, юристов, инвестиционных аналитиков, маркетологов и др.) для оказания сопутствующих аудиту услуг.
8. Основные виды деятельности.
9. Специализация по видам услуг.

Под долей бюджета, направленной на развитие и продвижение аудиторской организации в данной методологии подразумевается:

1. Наличие рекламного бюджета и его объем.
2. Наличие технологий / инструментария, применяемых в деятельности по связям с общественностью (Интернет – сайт и др.).

К внешним ресурсным факторам также относятся:

1. Количество аффилированных компаний / Степень аффилированности с компаниями, входящими в группу / Наличие филиалов, представительств, дочерних фирм.
2. Территория оказываемых услуг.
3. Обслуживаемые отрасли народного хозяйства.
4. Количество клиентов в различных секторах экономики.

Рейтинги должны задавать правильный ориентир развития аудиторских организаций.
Надеемся, что Министерство Финансов и Палата Аудиторов возьмут под свой контроль вопрос разработки рейтингов аудиторских организаций, так как в данном вопросе нужен профессиональный и независимый подход.
Надеемся, что крупным аудиторским компаниям, вкладывающим значительные средства в развитие, будет данаобъективная оценка.

Директор
ООО «MARIKON AUDIN»
Кондратова Наталья Федоровна
Тел. 268-20-25

Опубликовал(а): Администрация
Auditor.UZ