Контакты
info@auditor.uz
Тел.: (+998-71) 268-49-60
Бизнес-план и планирование бизнеса

Что такое бизнес-план

Бизнес-план как понятие сравнительно недавно вошел в лексикон узбекского бизнес-сообщества. Сегодня все еще лишь немногие предприниматели четко представляют себе его назначение.

Наиболее подходящим к нашей действительности определением бизнес-плана служит следующее: бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющих выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижении.

В зависимости от стадии реализации бизнес-план подразделяется на прединвестиционный, инвестиционный, эксплуатационный.

Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выводу на рынок новых видов товаров и услуг, а также для оценки перспектив бизнеса при его создании.

Достичь успеха в бизнесе можно даже не имея бизнес-плана (многие сегодняшние успешные предприниматели начинали свое дело интуитивно, на ходу постигая азы ведения бизнеса). Однако соответствующий бизнес-план поможет систематизировать и оценить риски, преимущества и недостатки проекта. В конечном итоге это может сэкономить много сил и ресурсов, которые всегда ограничены, особенно во время экономического кризиса.

Назначение бизнес-плана

Бизнес-план для обоснования нового дела

Задачи такого бизнес-плана – выявить основные аспекты будущего дела, проанализировать проблемы, с которыми придется столкнуться определить способы их решения.

Бизнес-план для действующего предприятия

Задачи такого бизнес-плана – помочь разобраться в перспективах роста бизнеса, оценить их и предвидеть основные возможные проблемы в будущем, а также контролировать текущие операции.

Бизнес-план как формальный юридический документ

Назначение такого бизнес-плана – получение предприятием инвертирований и кредитов.

Бизнес-план дает возможность

  • определить пути и способы достижения разных целей;
  • максимально использовать конкурентные преимущества предприятий;
  • предотвратить ошибочные действия;
  • отследить новые тенденции в экономике, технике, технологии и использовать их для своей деятельности;
  • доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;
  • смягчить влияние разных сторон предприятия;
  • определить потребность в капитале и денежных средствах;
  • своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
  • полнее использовать инновации в своей деятельности;
  • объективнее оценить результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;
  • обосновать стратегию проекта.

Зачем нужен бизнес-план, если и без него можно работать?

К сожалению разработки развернутого бизнес-плана, редко применяются в узбекском бизнесе. Основной причиной этого является недооценка значения системного и комплексного планирования, которым и является бизнес-план и это значительно усложняет процессы внутри отечественного и международного бизнеса.

Учитывая то, что узбекская экономика находится в стадии развития, мы должны принять, что бизнес-план особенно необходим, ведь он позволяет легче преодолеть, связанные с ситуацией проблемы:

  • нестабильность экономики;
  • дефицит и ограниченность ресурсов;
  • инфляция и возрастание стоимости проекта;
  • усиление конкуренции;
  • социальные проблемы и требования;
  • требования потребительского рынка;
  • возрастающие требования к качеству продукта.

Что получает предприятие при разработке бизнес-плана

Во-первых, развернутый бизнес-план позволяет объективно, беспристрастно оценить деловой проект в целом. Во-вторых, в законченном виде бизнес-план представляет собой руководящий документ, обеспечивающий эффективность управления и функционирования предприятия. В-третьих, он позволяет незнакомым с предприятием потенциальным партнерам и инвесторам лучше понять цели и особенности предприятия и привлечь дополнительные ресурсы.

Содержание бизнес-плана предприятия

Бизнес-план должен содержать резюме и описание отрасли и сводку по деятельности предприятия. Обычно бизнес-план должен содержит подразделы «Предприятие» (описание предприятия, оргструктура предприятия, выбор деятельности, рынок сбыта, конкурентная среда, управление, производственный план, кадры); «Финансовые сведения» (источники финансирования перечень основных средств, финансовый план и бюджет, баланс, анализ безубыточности, планируемы доходы, анализ рисков, анализ отклонения…); «Вспомогательные документы» (приложения). Также некоторые выделяют такие пункты бизнес-плана, как «План маркетинга», «Стратегия бизнеса», «Юридический план».

Структура бизнес-плана предприятия

  • резюме – краткое описание проекта, бизнес-идея, программное заявление фирмы;
  • описание направления деятельности – современное состояние целевой сферы бизнеса;
  • описания товара (услуги) – качественные и технические характеристики товара;
  • анализ рынка и продвижение товара – предполагаемые объемы продаж, пути достижения целей, сегменты целевого рынка и их анализ, способы продвижения товара на рынок;
  • конкурентная стратегия – сведения о конкурентах и уровень конкуренции на целевом рынке,
  • анализ возможных действий конкурентов и контрмеры к ним, конкурентная стратегия предприятия;
  • план производства – обоснование потенциальных издержек;
  • система управления – структура управления организации, сферы и уровни власти, ответственности и прав принятия решений;
  • кадры и управление ими – кадровая политика предприятия, особенности взаимоотношений с кадрами, мотивации и т.п.;
  • оценка риска и страхование – система управления возможными рисками;
  • финансовый план – выражение всех предыдущих пунктов в цифрах.
Опубликовал(а): Администрация
Auditor.UZ