Контакты
info@auditor.uz
Тел.: (+998-71) 268-49-60
РАЗВИТИЕ АУДИТА В УЗБЕКИСТАНЕ

Вопрос о необходимости аудита в Узбекистаневозник с начала рыночных преобразований, развитием внешнеторговых взаимоотношений. Привлечение иностранного капитала требовало гарантий возврата, а следовательно, и независимой оценки деятельности предпринимательских структур. Обычный способ получения надежной информации – это проведение независимого аудита. Таким образом, необходимость в аудите стала объективной реальностью.

Аудиторская деятельность в Узбекистане началась в 1992 году, когда был принят Закон «Об аудиторской деятельности». Были разработаны Национальные стандарты аудиторской деятельности (НСАД) в основу которых были положены МСА. Из 35существующих МСА в Узбекистане введены в действие 21 НСАД. Учитывая, что в МСА периодически вносятся изменения- НСАДсодержат устаревшие положенияпо сравнению МСА.

НСАД являются одним из элементов регулирования аудиторской деятельности и являются основой для разработки внутренних стандартов аудиторских организаций и методологии проведения аудиторских проверок.

В Узбекистане идет поэтапное реформирование аудиторской деятельности. Главным реформатором аудиторской деятельности выступает Министерство Финансов РУз совместно с Палатой аудиторов Узбекистана и Национальной Ассоциациейбухгалтеров и аудиторов.

В2000-2006 годы были принятыЗакон «Об аудиторской деятельности» в новой редакции и Положения о порядке выдачи лицензии и квалификационного сертификата аудитора. Установлены дополнительные лицензионные требования и условия, направленные на повышение ответственности аудиторских организаций, качества аудиторских услуг. Введены дополнительные квалификационные требования к аудиторами руководителям аудиторских организаций. С 1 января2008 года внедрена дифференцированная система лицензирования аудиторской деятельности в зависимости от проверяемых субъектов.

В соответствии с международными требованиями в Узбекистане действует:

- единая квалификационная программа на получение квалификационного сертификата аудитора;

- единая программа ежегодного повышения квалификации аудиторов;

- ведется единый реестр аудиторов и аудиторских организаций;

- имеется регулятор аудиторской деятельности в лице Министерства Финансов;

- в 2004 году введен Кодекс профессиональной этики аудиторов.

В кругу аудиторских организаций дана высокая оценка реформ проведенных Министерством Финансов в 2007-2008 годах. Со стороны Правительства оказана поддержка аудиторским организациям в виде освобождения от уплаты единого налогового платежа и налога на прибыль до 2011 года. (Постановление Президента РУз от 17.04.2006 г. N ПП-325). Данные реформы и предоставленные льготы положительно сказались на качестве аудиторских услуг, повысили финансовую устойчивость аудиторских организаций и оздоровили конкурентную среду на рынке аудита.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 26.11.2010 г. N ПП-1438 "О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики в 2011-2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей" дано новое направление развития аудита в Узбекистане. В Приложении N 2кПП-1438 «Мероприятияподальнейшемуразвитию сферы микрофинансирования и небанковского финансового сектора республики на 2011-2015 годы» раздел VII посвящен развитию услуг по аудиту:

54.

Совершенствование национальных стандартов аудиторской деятельности на основе международных стандартов аудита.

Национальные стандарты аудиторской деятельности
Концепция внедрения международных стандартов аудита
2013-2015 гг.
II полугодие 2013 г.

Министерство финансов, Министерство юстиции, республиканские профессиональные общественные объединения аудиторов

55.

Внедрение системы сертификации сотрудников служб внутреннего аудита, с установлением квалификационных требований к внутреннему аудитору.

Проект правительственного решения, изменения и дополнения в нормативно- правовые акты

III квартал 2011 г.

Госкомимущество, Министерство финансов, Министерство юстиции

56.

Внедрение практики проведения независимого аудита деятельности крупнейших предприятий Узбекистана на основе международных стандартов аудита.

Решения соответствующих органов управления предприятий
2011-2015 гг.

НХК "Узбекнефтегаз", ГАК "Узбекэнерго", ГАЖК "Узбекистан темир йуллари", НАК "Узбекистан хаво йуллари", ГАК "Узкимёсаноат", АК "Узавтосаноат" и другие

57.

Совершенствование деятель-ности республиканских профессиональных объеди-нений аудиторов путем:

реализации мероприятий по повышению заинтересован-ности хозяйствующих субъек-тов в развитии аудиторских служб;

совершенствования методики рейтинговых оценок деятель-ности аудиторских организаций.

Комплекс мер
2011-2013 гг.

Республиканские профессиональные общественные объединения аудиторов, аудиторские организации, Министерство финансов

58.

Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации аудиторов путем оптимизации:

учебного процесса по данной специальности в высших учебных заведениях;

Комплекс мер по пересмотру учебной программы в высших учебных заведениях

Реализация - постоянно

Министерство высшего и среднего специального образования. Министерство финансов, республиканские профессиональные общественные объединения аудиторов

подготовки и переподготовки аудиторов в специализированных учебных центрах.

Учебная программа
По ежегодным графикам
59.

Организация ежегодных конкурсов "Лучший аудитор года".

Комплекс мер

Разработка и утверждение комплекса мер - ежегодно до 15 января

Реализация - постоянно

Республиканские профессиональные общественные объединения аудиторов, аудиторские организации, Министерство финансов

В светевыхода Постановления Президента Республики Узбекистан от 26.11.2010 г. N ПП-1438 представляем Вам аудиторские организации Узбекистана входящие в международные сети аудиторских организаций.

На 1 января 2012г. в Узбекистане действуют аудиторские организации, которые являются членами международных сетей аудиторских организаций, используют их имя и логотип при оказании аудиторских услуг:

Наименование Международных сетей аудиторских организаций представленных на рынке Узбекистана

1 PricewaterhouseCoopers
2 Deloitte
3 Ernst&Young
4 Grant Thornton
5 Russell Bedford International
6 PKF International Limited
7 Kreston International
8 HLB International
9 International Refferal

Вхождение аудиторской организации в международные сети означает, что внутрифирменные стандарты таких аудиторских организаций и качество аудиторских услуг оказываемых ими соответствуют требованиям IFAC.

Опубликовал(а): Марикон Аудит
Marikon Audit