Контакты
info@auditor.uz
Телефоны:
+99890 919 – 36 – 90
+99897 732 – 88 – 84
На что нужно обращать внимание, что бы избежать различных штрафных санкций?

Прежде всего, нужно знать, за что могут оштрафовать предпринимателя. Сначала обратимся к Налоговому кодексу.

Здесь можно разделить все штрафы на 2 категории:

1.    Штрафы по налогам.

Статья 114. Хранение неоприходованных товаров либо сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг)

Статья 115. Нарушение порядка представления налоговой отчетности

Статья 116. Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета

Статья 118. Нарушение порядка оформления счетов-фактур

Статья 120. Нарушение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей

2.    Штрафы за нарушение ведения предпринимательской деятельности.

Статья 113. Уклонение от постановки на учет в органе государственной налоговой службы.

Статья 117. Занятие деятельностью без лицензии и иных разрешительных документов

Статья 119. Нарушение   порядка    применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам.

Статья 121. Использование земельных участков без документов, подтверждающих право на них.

Как видно по содержанию статей – можно избежать многих штрафных санкции установив системы контроля на предприятии за соблюдением требований порядка предоставления и сроков сдачи налоговой отчетности, соблюдения правил применения контрольно-кассовых машин и пр. Для этого нужно издать приказ и возложить ответственность на компетентного специалиста за соблюдением требований законодательства, с конкретным указанием вопросов подлежащих контролю.

Такой специалист обязан кроме Налогового кодекса знать и понимать суть нормативных документов регулирующих деятельность предприятий, например:

  • Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (Утверждено Приказом министра финансов 23.12.2003 г. N 131, зарегистрированным МЮ 14.01.2004 г. N 1297)
  • Закон Республики Узбекистан от 30.08.1996 г. N 279-I "О бухгалтерском учете"
  • Национальные стандарты бухгалтерского учета Республики Узбекистан
  • Правила по заполнению форм финансовой отчетности (Приложение N 7 к Приказу министра финансов от 27.12.2002 г. N 140, зарегистрированному МЮ 24.01.2003 г. N 1209)
  • Приказ министра финансов от 27.12.2002 г. N 140 "Об утверждении форм финансовой отчетности и Правил по их заполнению" (Зарегистрирован МЮ 28.01.2003 г. N 1209)
  • Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (Приложение N 1 к Постановлению ОМ РУз от 12.05.2001 г. N 222-II)
  • Положение о порядке обязательного применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Зарегистрировано МЮ 15.02.1995 г. N 124, утверждено МФ, ГНК, ЦБ)
Кроме Налогового кодекса существует ряд нормативных актов, несоблюдение которых приводит к выплате больших сумм штрафов.

Рекомендуем уделять особое внимание хозяйственным операциям, попадающим под действия следующих нормативных актов:

  • Перечень видов продукции, подлежащей обязательной сертификации (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 06.07.2004 г. N 318)
  • Порядок осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 29.06.2000 г. N 245)
  • Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29.06.2000 г. N 245 "О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка"
  • Указ Президента Республики Узбекистан от 12.05.1995 г. N УП-1154 "О мерах по повышению ответственности руководителей предприятий и организаций за своевременность проведения расчетов в народном хозяйстве" Закон Республики
  • Узбекистан от 06.04.2006 г. N ЗРУ-31 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с упрощением процедуры сертификации продукции и услуг" (Принят Законодательной палатой 13.12.2005 г., одобрен Сенатом 24.02.2006 г.)
Дополнительно для предприятий применяющих льготное налогообложение
  • Положение о порядке оформления и отражения в бухгалтерском учете льгот, предоставленных юридическим лицам по налогам, таможенным и обязательным платежам в бюджет (Утверждено Постановлением от 24.02.2005 г. МФ N 29, ГНК N 2005-25 и ГТК N 01-02/8-3, зарегистрированным МЮ 02.04.2005 г. N 1463)
  • Положение о порядке применения налоговых и таможенных льгот предприятиями, на которых реализуются проекты утвержденной Программы локализации (Утверждено Постановлением от 26.08.2008 г. МФ N 90, ГНК N 2008-32 и ГТК N 01-02/8-51, зарегистрированным МЮ 19.09.2008 г. N 1857)
  • Положение о порядке применения налоговых и таможенных льгот для предприятий, специализирующихся на выпуске непродовольственных потребительских товаров (Приложение к Постановлению от 10.03.2009 г. МФ N 32, МЭ N 69, МВЭСИТ N ЭГ-01/10-1559, ГНК N 2009-16 и ГТК N 01-02/8-5, зарегистрированному МЮ 31.03.2009 г. N 1932)
  • Указ Президента Республики Узбекистан от 14.03.2007 г. N УП-3860 "О дополнительных мерах по стимулированию модернизации, технического и технологического перевооружения производства"
  • Положение о порядке применения льгот хозяйствующими субъектами, осуществляющими модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд (Утверждено Постановлением от 27.04.2007 г. МФ N 47, МЭ N 21, ГНК N 2007-29, ГТК N 01-02/8-11, зарегистрированным МЮ 11.06.2007 г. N 1688)
  • Правила определения продукции собственного производства, поставляемой на экспорт (Зарегистрированы МЮ 08.04.1998 г. N 420, утверждены МВЭС 01.04.1998 г., МФ 02.04.1998 г. N 18, ГТК 03.04.1998 г. N 02/19-2)
Дополнительно для предприятий-монополистов
  • Правила применения декларируемых цен предприятиями-монополистами (Утверждены Приказом министра финансов от 30.03.2004 г. N 54, зарегистрированным МЮ 20.05.2004 г. N 1359)
  • Положение о порядке формирования и применения предельных договорных цен или предельного уровня рентабельности и тарифов на товары (работы, услуги), производимые хозяйствующими субъектами, включенными в Государственный реестр Республики Узбекистан объединений (предприятий) - монополистов (Утверждено Постановлением от 23.08.2004 г. МФ N 104, МЭ N 40 и Госкомдемонополизации N 7, зарегистрированным МЮ 29.09.2004 г. N 1415)
  • Закон Республики Узбекистан от 27.12.1996 г. N 355-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
 Какие встречаются ошибки?
  1. Предприятие ошиблось в определении: являются ли предоставленные льготы целевыми или нет. Как следствие – неправильное заполнение счет-фатур. Если предприятие необоснованно выделяет в счет-фактурах НДС по нецелевым льготам – при проверке контролирующими органами НДС будет изъят в бюджет. Если Предприятие не выделило НДС в счет-фактуре имея предоставленные целевые льготы и не сформировало целевой фонд за счет налогов – при проверке ГНИ возможна трактовка о нецелевом использовании льгот и соответственно доплате налога и пени.
  2. Законом установлено предоставление отчета о целевом использовании льгот по налогам и таможенным платежам в ГНИ и/или Таможенный комитет, но некоторые не сдают такой отчет, не ведут учет целевого использования и не знают куда они использовали целевые средства. Такой порядок дел влечет за собой штрафные санкции в виде изъятия средств использованных по нецелевому назначению и начислении пени.
  3. Законом определен перечень продукции, подлежащий обязательной сертификации. Если предприятие выпускает такую продукцию, а сертификат не имеет, это влечет применение штрафных санкций в виде изъятия всей суммы реализованной без сертификата продукции.
  4. Предприятие применяет пониженную льготную ставку по налогу на прибыль или единому налогу при реализации продукции собственного производства на экспорт за валюту. Сертификата подтверждающего, что реализуется продукция собственного производства – нет. Отсутствие сертификата собственного производства ведет к отмене права на применение пониженной льготной ставке налога, к доплате налога и пени.
  5. Предприятие осуществляет реализацию товаров(услуг) подлежащих обязательному лицензированию   не имея лицензии, и даже не знает об этом. Иногда бывают такие операции, что и не подумаешь, что нужна лицензия. Например, реализация средств измерений или продуктов нефтепереработки: встречаются случаи когда без лицензии реализуют спидометры, битум - что ведет к штрафам.
  6. Предприятие малого бизнеса пользуется льготой в виде освобождения от обязательной продажи валютной выручки от реализации продукции собственного производства и ошибочно считает, что раз есть освобождение от продажи валюты, то отчет в ГНИ сдавать не нужно. Но, отчет сдавать не нужно, если не было валютных операций, а если валютные операции были, то независимо от того есть льгота в виде освобождения от обязательной продажи валюты или нет п.3 Приложения №1 к ПКМ №245 от 26.06.2000г предусмотрена сдача отчета. За непредоставление отчетности к ответственным лицам могут применить штрафные санкции согласно ст.115 Налогового Кодекса и наложить административный штраф на директора и Главного бухгалтера – 5 МРЗП.
  7. При заключении договора на импорт услуг у иностранных лиц получивши доходы возникает обязательства по уплате налога на доходы у источника выплаты в Республике Узбекистан. Зачастую, импортер узнает об этом только при проверке Налоговыми органами, а знать об этом нужно до заключения договора и договор составлять с учетом налогообложения доходов иностранного юридического лица. Последствия такого незнания приводит к тому, что налог на доход и пени вместо иностранного лица оплачивает резидент Узбекистана импортирующий услуги.
  8. Предприятия являющиеся монополистами не анализируют себестоимость и затраты на предмет соответствия задекларированным нормам затрат, или не подали своевременно сведения в МИНФИН об изменениях в составе затрат. При проверке антимонопольным комитетом отсутствие части задекларированных расходов или снижение норм расхода будут расцениваться как экономия материалов и полученная сверх прибыль, которая будет изъята у предприятия.
В течении 11 лет ООО «MARIKON AUDIT» занимается аудиторскими проверками и из наблюдений видит, что большинство налогоплательщиков являются добропорядочными, ответственными и стремятся своевременно и правильно оплатить налоги.

Все выше перечисленные операции и другие подобные случаи, возможно, избежать, имея на предприятии компетентных ответственных работников.

Если такой возможности у предприятия нет, то можно воспользоваться услугами аудиторов и налоговых консультантов. Целесообразно привлекать аудиторов и консультантов для обзора Вашей деятельности на предмет налогообложения, правильного применения льгот и предоставления отчетности.

Тем более, необходимо привлечь специалистов, если Вы начали новый вид деятельности или проводите новые хозяйственные операции. Иногда один час консультаций грамотного аудитора может помочь Вам избежать значительных штрафов.

 
 

Генеральный директор ООО «Marikon Audit»                                    Кондратова Н.Ф.

Опубликовал(а): Администрация
Auditor.UZ