Контакты
info@auditor.uz
Тел.: (+998-71) 268-49-60
Методология проведения налогового аудита

Каждая аудиторская организация имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы Узбекистана, каждое предприятие имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов. В целом налоговый аудит можно определить как выполнение аудиторской организацией проверки специального вопроса по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчётов предприятия с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учёте и уплаты предприятием налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Налоговый аудит состоит из нескольких этапов: предварительная оценка существующей системы налогообложения предприятия; проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты предприятием налогов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды; проведение корректировок расчетов налогов и обязательных платежей; подготовка рекомендаций по улучшению систем внутреннего контроля в части подготовки расчетов налогов и обязательных платежей; оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

На каждом из этих этапов аудиторы выполняют определенные действия. Так, на первом этапе необходимо: провести общий анализ элементов системы налогообложения предприятия; определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели; проверить правильность методики исчисления налоговых платежей; провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений; проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов; осуществить предварительный расчет налоговых показателей предприятия. Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций предприятия и объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства и правомерность применения льгот по налогам, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

На следующем, основном, этапе проверки необходимо определить, на каких именно участках налогового учета необходима углубленная проверка. По результатам предварительного анализа аудиторы могут выявить проблемные моменты в налоговой системе организации, поэтому проводить полноценный аудит всех участков налоговой системы нецелесообразно. Например, на первом этапе вполне можно понять, что проблемы у организации, скорее всего, возникнут в части применения льгот и нулевой ставке НДС и проверку исчисления и уплаты налогов проводить в тематическом разрезе.

На предприятиях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, второй этап налогового аудита должен проводиться сплошным методом. При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности. Например, при проверке правильности исчисления налога на прибыль в первую очередь обращается внимание на документальное подтверждение и экономическую обоснованность затрат. При проверке НДС к зачету первую очередь обращается внимание на наличие счетов-фактур от поставщиков с выделенным НДС.

В ходе налогового аудита проводится проверка правильности формирования налогооблагаемой базы и заполнения расчетов. Как уже отмечалось, под налоговым учетом мы понимаем весь учет, в том числе и бухгалтерский, который содержит данные, влияющие на формирование налоговых обязательств предприятия. В настоящее время практически все налоги, за исключением налога на прибыль, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на добавленную стоимость и некоторых других, исчисляются по данным бухгалтерского учета. Итак, аудиторы, проводящие налоговый аудит, проводят проверку бухгалтерского и налогового учета за весь период, подлежащий аудиту. Аудит включает проведение анализа первичных документов, получение разъяснений от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета. В ходе аудита аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами предприятия, а также непосредственно с руководством.

В первую очередь аудиторы должны понимать, чем и каким образом на самом деле занимается проверяемое предприятие. Дело в том, что на некоторых предприятиях осуществляют операции, в которых существо отношений не соответствует их юридическому оформлению. Наиболее распространенный пример – необоснованные расходы по заключенным фиктивным договорам (мнимые сделки). Проведение данных операций может привести к весьма серьезным последствиям при определении облагаемой базы по налогам. Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемого предприятия, поэтому руководство предприятия и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора полной информацией о своей фактической деятельности.

Необходимость тесного взаимодействия проверяющей и проверяемой сторон в ходе налогового аудита вызвана также тем, что в ходе проверки бухгалтерия предприятия должна стремиться незамедлительно исправить максимально возможное количество обнаруженных аудиторами ошибок. Таким образом, целью налогового аудита является не обнаружение как можно большего количества ошибок и занесение их в отчет, а контроль за исправлением обнаруженных ошибок работниками предприятия. Если некоторые ошибки уже невозможно исправить по тем или иным причинам, аудиторы вносят их в свой отчет с рекомендациями о том, как в дальнейшем избежать аналогичных ошибок. На третьем, заключительном, этапе подводятся результаты проведенного аудита. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским отчетом по проверке специального вопроса. В отчете о результатах выполнения аудита специального вопроса по проверке правильности начисления, составления расчетов и уплаты налогов следует выразить мнение: о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления предприятием платежей в бюджет и внебюджетные фонды; о правильности применения предприятием налоговых льгот.